Пятница, 19.04.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Навигация
Вход на сайт
Наш опрос
Являетесь ли Вы участником конкурса "Учитель года"
Всего ответов: 2
Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск


Главная » 2016 » Январь » 10 » Основные итоги 2015 года и главные задачи на 2016 год в сфере образования РТ
23:50
Основные итоги 2015 года и главные задачи на 2016 год в сфере образования РТ

Основные итоги 2015 года и главные задачи, реализации которых в 2016 году необходимо уделить особое внимание,  обозначил заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Энгель Фаттахов в ходе  совещания в режиме видеоконференцсвязи с руководителями управлений образования муниципальных районов 30 декабря.

Год был непростым, напряженным и интересным

«Год был непростым, напряженным и интересным. Мы заканчиваем исполнение Стратегии развития образования Республики Татарстан – программы, которая не только позволила привлечь за пять лет в систему более 13 миллиардов рублей из республиканских и федеральных источников и реализовать ряд важнейших проектов в сфере образования. Она в целом сделала систему образования более современной и открытой, позволила сформировать новые стимулы для руководителей и педагогических работников, внедрить механизмы проектного управления и новые форматы работы и критерии эффективности для Министерства и муниципальных образований», — заявил Энгель Фаттахов. Поручение разработать Стратегию в 2009 году дал Минтимер Шаймиев, он же и поддержал ее финансовое обеспечение. По сути в России это была первая региональная программа развития подобного масштаба. По словам министра, благодаря поддержке Президента нашей республики Рустама Минниханова были инициированы дополнительные программы, которые способствовали кардинальному обновлению образовательной среды. Только за последние три года построено сто пятьдесят шесть новых детских садов, создано более тридцати тысяч новых дошкольных мест. Из республиканского бюджета на это выделено более десяти миллиардов рублей. На реализацию программы капитального ремонта школ с 2012 года также выделено более десяти миллиардов рублей, что позволило отремонтировать 632 общеобразовательные организации. С 2014 года начата программа создания ресурсных центров. На проведение капитального ремонта и оснащения современным оборудованием девятнадцати колледжей республики выделено более 1,5 млрд. рублей. «При этом в большинстве случаев именно на нас с вами, уважаемые коллеги, лежала основная ответственность за обеспечение ввода в эксплуатацию объектов в сроки», — подчеркнул Энгель Фаттахов.

Мы продолжаем совершенствовать процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории

Министр напомнил, что в течение последних нескольких лет рабочие группы Министерства под его руководством изучали опыт развития образования ведущих зарубежных стран и регионов России. «С уверенностью могу сказать, что в наших крупных населенных пунктах уровень инфраструктурного развития системы образования республики в настоящее время достиг, а иногда и превышает уровень многих зарубежных стран», — отметил он.   Вместе с тем практика показывает, что необходима дальнейшая работа по совершенствованию ряда факторов, непосредственно влияющих на качество учебного процесса — это повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов, внедрение передовых методик преподавания и формирование эффективной модели оценки качества образования. «Это именно то, чем мы активно занимались в уходящем году», — подчеркнул Э. Фаттахов. Наиболее важным событием 2015 года для Минобрнауки  стало проведение Совета Безопасности Республики Татарстан по вопросам повышения качества общего образования 10 февраля с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, на котором были определены основные векторы дальнейшего развития. По итогам Совбеза, благодаря позиции руководства республики были приняты стратегические решения, касающиеся модернизации механизмов управления и кадрового обеспечения образовательной сферы. «Тематика нашего Совета Безопасности во многом опередила федеральную повестку в сфере образования. Практически через год 23 декабря 2015 года аналогичную тему совершенствования общего образования для обсуждения вынесли на заседание Государственного совета Российской Федерации. Отмечу, что на обоих заседаниях в качестве основных рассматривались вопросы привлечения в систему образования талантливых руководителей и педагогов, создания для них дополнительных стимулов профессионального роста», — отметил министр, подчеркнув, что многие мероприятия в республике уже начали реализовываться. Утверждён перечень базовых школ, проводятся систематическая оценка управленческих компетенций действующих руководителей и кандидатов на вакантные должности, реализуются специализированные программы повышения квалификации. «Мы продолжаем совершенствовать процедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Очередной этап завершился 25 декабря. Хочу отметить, что впервые на высшую категорию заявлялись 389 человек, из них получили категорию 68% кандидатов. Не аттестовались 32%. Эти цифры свидетельствуют о том, что в предстоящем году необходимо особое внимание обратить на профессиональное развитие учителей», — напомнил он. Энгель Фаттахов также сообщил, что в 2016 году планируется введение дополнительных уровней карьерной траектории учителей, для занятия которых учитель должен будет пройти специальную сертификацию. «Это во многом созвучно идеям, высказанным Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на прошедшем Госсовете РФ. В Республике Татарстан эта работа станет частью более общего проекта по повышению социального статуса учителя, обеспечения его непрерывного профессионального роста, который будет запущен в предстоящем году», — добавил Э.Фаттахов. Подводя итоги уходящего года министр отметил, что впервые в ноябре 2015 года было проведено диагностическое тестирование в формате ЕГЭ более 16 000 учителей всех базовых школ республики на знание содержания предмета. Результаты были направлены  в управления образования муниципалитетов для организации адресной методической работы с педагогами. Эта практика была признана передовой и уже рекомендована федеральным Министерством образования всем регионам России. Свое развитие принцип адресности получил в создании персонифицированной системы повышения квалификации. Эксперимент по ее внедрению успешно прошел в 2015 году, штатное функционирование системы начнется в 2016 году.

С 2016 года министерство начнет реализацию проекта стипендиальной поддержки студентов, обучающихся в вузах по направлениям муниципальных районов

По итогам 2015 года впервые за долгое время доля молодых педагогов в системе общего образования достигла 25%. Это очень важный показатель, который фиксирует рост привлекательности отрасли для молодых работников. В декабре текущего года был проведен первый форум молодых учителей,  на котором была учреждена соответствующая ассоциация. «При поддержке Президента Республики с 2016 года Министерство начнет реализацию проекта стипендиальной поддержки студентов, обучающихся в вузах по направлениям муниципальных районов на педагогических специальностях по наиболее дефицитным предметам: математика, физика, химия. Мы продолжим реализацию проекта «Наш новый учитель», констатировал глава Минобрнауки, напомним, что все это должно способствовать дальнейшему росту числа молодых талантливых учителей, которые приходят в наши школы». Обозначенные инициативы имеют одну цель – создать в каждом муниципальном районе высококвалифицированные управленческие и педагогические команды, которые могут гарантировать реализацию качественного образовательного процесса на одинаково высоком уровне. Это невозможно сделать без внедрения современных технологий преподавания. В 2015 году успешно завершен еще один крупный трехлетний проект, реализованный Министерством образования и науки РТ совместно с сингапурской компанией ЭДЮКЕЙР, который позволил нашим учителям приобрести навык применения наиболее современных методик проектного и группового обучения, развития критического мышления. Важно продолжать культивировать практику применения этих технологий, вовлекать в нее новых педагогов. Тем более, что новый федеральный стандарт как раз и требует от учителей перехода от традиционных форм диктующей педагогики к педагогике сотрудничества. Министерство совместно с Институтом развития образования и компания ЭДЮКЕЙР будут продолжать сопровождать проект и в предстоящем году. «Уверен, что, в том числе благодаря внедрению новых образовательных технологий, текущий год ознаменован рядом крупных побед наших руководителей и педагогов на федеральном уровне. Так, директор «Гимназии № 19» Приволжского района г. Казани Нияз Гафиятуллин, стал Серебряным призером Всероссийского конкурса «Лучший директор школы 2015». Воспитатель Прогимназии №14 «Журавушка» г. Бугульмы Людмила Барабашкина стала Призером Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России – 2015». Считаю это важными достижениями, свидетельствующими о высоком профессиональном уровне педагогов республики, наряду с победой в 2014 году Аллы Головенькиной —  учителя биологии из Нурлатского муниципального района во Всероссийском конкурсе «Учитель года»», — отметил министр Выстраивая эффективную структуру управления, на каждом уровне системы образования необходимо формировать механизмы объективной оценки деятельности и обратной связи в виде адресной методической поддержки.

Только грамотно выстроенные процедуры оценки позволяют нам организовать системную работу по методическому сопровождению подготовки выпускников к ГИА

В настоящее время на уровне республики сформирована рейтинговая система оценки муниципалитетов по различным показателям. Одновременно был создан Координационный совет по совершенствованию учебно-методической деятельности, который ежегодно выезжает в отстающие муниципальные районы республики и оказывает им необходимую организационную и методическую поддержку. Для муниципального уровня Минобрнауки РТ утвердил типовые критерии оценки качества работы руководителей и учителей, совершенствуются аттестационные процедуры, проведен мониторинг педагогов. Впервые в 2015 году был реализован грант «Лучший методист». По словам Энгеля Фаттахова, все это должно помочь сформировать эффективную систему внутримуниципальной оценки и методической поддержки.   «В то же время базой этой структуры является модель республиканской системы оценки качества образования. Могу сказать, что в настоящее время у нас есть полноценные механизмы оценки качества на всех этапах обучения в начальной, основной и средней школе», — подчеркнул он. В 2014/2015 учебном году была проведена стартовая диагностика детей на входе в начальную школу, а затем оценка продвижения первоклассников в течение учебного года. Это позволяет вовремя скорректировать работу учителю начальных классов, а также воспитателю детского сада. В основной школе также проводятся диагностические и оценочные процедуры. «Необходимо понимать, что только грамотно выстроенные процедуры оценки позволяют нам организовать системную работу по методическому сопровождению подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации», — добавил министр. В 2015 году участниками ЕГЭ стали более 18 тысяч выпускников. Как и в предыдущие годы, востребованными остаются такие предметы как обществознание, физика, биология, химия. В 2015 году средний балл ЕГЭ по десяти предметам выше республиканских результатов 2014 года. Значительно улучшилась ситуация по физике, немецкому языку, литературе, географии. По результатам ЕГЭ Республика Татарстан находится в пятёрке лидеров среди субъектов Российской Федерации. Средний балл ЕГЭ по республике значительно превышает средний балл по Российской Федерации по всем предметам. Среди регионов, значительная часть выпускников, которых выбрала сдавать профильную математику, Республика Татарстан имеет самый высокий средний балл – 50,2 при среднероссийском – 45,5, и самое малое количество выпускников, не преодолевших минимальный порог. 2015 год для Татарстана стал по-настоящему успешным в развитии олимпиадного движения. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады отмечается значительное увеличение числа победителей и призеров, в 2015 году их 109 человек. Республика по-прежнему удерживает третью позиции в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству победителей и призеров. В прошедшем учебном году в Казани прошли олимпиады школьников по математике и физической культуре. Успешно наши ребята выступают и на Международных олимпиадах. В прошедшем учебном году победителями и призерами стали 5 татарстанских школьников, завоевав 7 медалей. Высокие результаты стали возможными, благодаря работе Республиканского олимпиадного Центра и специализированных учреждений для одаренных детей. В РТ сформирована сеть из 15 инновационных школ-интернатов, реализующих обогащённые образовательные программы. Развивается сеть таких учреждений и при высших учебных заведениях. Первого октября 2015 года в г. Казани открылся инженерный лицей совместно с национальным исследовательским техническим университетом. Кроме того, 11 января 2016 года в г. Иннополисе запланировано открытие специализированного лицея-интерната информационных технологий. В октябре 2015 года Татарстан был удостоен чести принимать в Казани Международную олимпиаду по астрономии, а в 2016 году – по информатике. В последнее время Татарстан становится местом прохождения стажировок и обучения педагогических коллективов не только для наших традиционных регионов-соседей: Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, но и для признанных лидеров. Своих лучших директоров для изучения практик модернизации образования нашей республики направляет Москва и Санкт-Петербург.

2030 нчы елга кадәр “Милли мәгарифне үстерү Концепциясе” проекты эшләнде

Татарстан Республикасында ике теллелекне саклау һәм үстерү, уку йортларында ана телендә белем һәм тәрбия бирү, татар телен ана теле һәм дәүләт теле буларак өйрәтүнең сыйфатын күтәрү төп эш юнәлешенең берсе булып кала. Алга таба милли мәгарифнең үсеш перспективаларын билгеләү максатыннан, 2030 нчы елга кадәр “Милли мәгарифне үстерү Концепциясе” проекты эшләнде. Концепциянең нигезе — милли мәгарифнең торышына җентекле анализ бирү, системаны  заманча фәнни нигезгә кору, әлеге проблематика белән тирәнтен шөгыльләнүче фәнни үзәк булдыру. Бу юнәлештәге эшчәнлекне активлаштыруга «2014-2020 елларга Татарстан Республикасы дәүләт телләрен һәм Татарстан Республикасында башка телләрне саклау, өйрәнү һәм үстерү» дәүләт программасы зур этәргеч ясады.

WorldSkills дает нам шанс осуществить модернизацию содержания профессионального образования

Решая задачу развития человеческого капитала, необходимо обеспечить разнообразие образовательных траекторий для учащихся, которые позволят в полной мере реализовать их потенциал. В 2015 году будет продолжена работа по модернизации профориентационной работы в Республике Татарстан: утверждена дорожная карта, системно реализуются мероприятий по созданию единого профориентационного пространства, оказана грантовая поддержка лучших практик. Тема профориентации всегда будет в зоне постоянного внимания Министерства образования и науки РТ. В 2015 году также началась реализация мероприятий программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан». В декабре 2015 года состоялось годовое итоговое мероприятие программы – форум «Открытие талантов» с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Ярким событием для всего профессионального образования стало проведение третьего национального чемпионата WorldSkills в Казани. 10 августа в бразильском городе Сан-Пауло было принято решение о проведении в г. Казани сорок пятого международного чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills в 2019 году. «У нас пройдет самое значимое событие в системе профессионального образования в мире. Уверен, это даст мощный толчок развитию профессионального обучения, кардинально повысит его престиж в молодежной среде. Кроме того, WorldSkills дает нам шанс осуществить модернизацию содержания профессионального образования, при подготовке рабочих и специалистов учесть самые современные требования», — сказал Э.Фаттахов. Он сообщил, что пилотными площадками отработки лучших практик должны стать создаваемые ресурсные центры. Перед ними стоит задача изучения международных стандартов и внедрения их в образовательный процесс. В 2015 году были реализованы девять новых проектов по созданию ресурсных центров совместно с такими предприятиями как Татнефть, Сетевая компания, Завод Позис, Метроэлектротранс, Международный аэропорт «Казань», Нижнекамскшина, ИП «Мотигуллин». В 2016 году проект создания ресурсных центров будет продолжен. Кроме того, благодаря поддержке федерального центра, в Татарстане будет создан Межрегиональный центр компетенций подготовки рабочих кадров в сфере информационных технологий и связи.

Татарстан одним из первых регионов принял собственную Стратегию воспитания обучающихся

2015 год стал знаковым для развития системы воспитания в Республике Татарстан. Был принят важнейший федеральный документ – Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Татарстан одним из первых регионов принял собственную Стратегию воспитания обучающихся на аналогичный период. Основным механизмом реализации стратегии является поддержка детских общественных организаций и объединений. В декабре прошел республиканский слет детских организаций, началась модернизация самой массовой детской организации – «Союз наследников Татарстана». Работа осуществляется в русле исполнения Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина о создании детско-юношеской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» В то же время важной задачей является развитие студенческого самоуправления и вовлечение студентов профессионального образования в социально-активную общественную и проектную деятельность. Эта задача ставится и перед муниципальными образованиями. Эффективным механизмом вовлечения учащихся в общественно-полезные виды деятельности является система дополнительного образования детей. Значимым направлением работы в текущем году стало исполнение соглашения с Агентством стратегических инициатив по созданию сети детско-юношеских технопарков. Республика Татарстан вошла в число четырех пилотных регионов по реализации данного проекта. 26 декабря 2015 года на территории IT-парка в г. Набережны Челны был открыт первый подобный технопарк – «Кванториум» с участием Рустама Минниханова. В заключение своего выступления министр поздравил участников видеоконференции с Новым годом и  выразил уверенность в том, что поставленные перед отраслью задачи, будут успешно реализованы совместными усилиями.

Материал с сайта Мәгариф

Просмотров: 422 | Добавил: math-links | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: